Вы здесь

История корейского автопрома: удвоение колес

Почти каждый в общих чертах слышал истории возникновения крупнейших американских и европейских производителей, во главе которых стояли такие известные фигуры, как Генри Форд, братья Додж, Карл Бенц, Вильгельм Майбах, Фердинанд Порше, Энцо Феррари и др. Однако совершенно не ясно, как в эту промышленную гонку внезапно ворвались корейские предприятия и стали серьезными конкурентами крупнейших мировых автоконцернов.

Еще каких-то 60 лет назад, в 50-е годы XX века, компания Kia производила велосипеды и мотоциклы, о машинах не было и речи. В 1955 году на свет появилась первая экпериментальная модель «Сибаль» — внедорожник, собранный из американской военной техники. За десятилетие выпустили около 3000 таких агрегатов, которые использовались в качестве таксомоторов и персонального транспорта для чиновников. Разумеется, эти автомобили были несовершенными, и их качество не соответствовало стоимости из-за того, что использовались запчасти Ford, Mazda, а также других производителей Японии, Соединенных Штатов и Италии.

Активное развитие автомобильной промышленности в Корее началось в 1974 году, когда правительство передало всю отрасль в руки четырех групп: Asia Motors, Hyundai Motors, Kia и ShinJu (будущая совместная компания GM и Daewoo). По плану будущие автомобильные гиганты обязаны были к 1980 году выпускать по 50 000 автомобилей, а также производить более 90% всех комплектующих. Чтобы ускорить экономический рост, правительство также запретило в страну ввоз иномарок и практически всех зарубежных деталей. И в 1979 план был успешно выполнен: с конвейера сошло 204 тысячи машин, для которых использовались запчасти KIA, Hyundai и Daewoo. Но автомобили по-прежнему были не совсем корейскими: изготавливались либо скопированные модели зарубежных марок, либо машины, разработанные при активном участии иностранных автозаводов.

Росла промышленность — богатела страна и ее жители. Если в 1980 году во всей Корее было около 250 тысяч автомобилей (то есть по одной машине на 150 человек), то в середине 90-х число перевалило за 6 млн экземпляров (по одному на 7 человек). При этом основным направлением автомобильной промышленности оставался экспорт. Секретом успеха корейских автомобилей была популярность у невзыскательных потребителей, то есть тех, кому нужен недорогой транспорт среднего качества. Эта особенность сохраняется и по сей день, однако при сохраняющейся доступности, качество корейских автомобилей постоянно растет, а доля на иностранных рынках увеличивается.